ЦОД и операторы связи. Часть 3.

Итоги 4-й международной конференции DATA CENTER DESIGN & ENGINEERING

27 апреля 2016 г. в Москве состоялась конференция по вопросам, связанным с развитием рынка центров обработки данных.
Общий вывод такой: данный сегмент рынка растёт, однако темпы его развития замедлились по сравнению с прошлым годом. Согласно данным из аналитического отчёта, благодаря увеличению конкуренции расширяется спектр оказываемых компаниями услуг, и всё больше внимания игроки рынка уделяют качеству сервиса.

Немного статистики. Общий рынок ЦОД в России достигает 14 млрд. руб., а общемировой – 22 млрд. долл. Темпы роста отечественного рынка в 2013-2014 годах составили 18%, в 2014-2015 – 16% (в рублях); в стойках в 2013-2014 – 29%, в 2014-2015 – 8%.
Структура рынка крайне неоднородная. 73% приходится на Москву, 18% – на Санкт-Петербург, 9% занимают остальные регионы. Распределение по владельцам стоек следующее: 25% это операторы ЦОД, 21% – системные интеграторы, 25% – независимые ЦОД, а 29% – все прочие.
Лидерами по количеству стоек являются Дата лайн (3703), Linx (2040), ММТС-9 (1449), Safe Data (1400), Selectel (1530), Stack telecom (1200), Трастинфо (1200), (Dataspace) 1152, (SDN) 1074, Croc (1000).

Сейчас активно вводятся новые мощности, завершаются проекты, инвестиции в которые были вложены до падения курса отечественной валюты. Инфляция привела к тому, что стоимость услуг Colocation в нашей стране стала одной из самых низких в мире.

Если ранее шли теоретические разговоры о стандартах в отрасли строительства ЦОДов, то на данный момент уже подана заявка в Ростест и начались публичные обсуждения национального ГОСТа по строительству инженерной инфраструктуры ЦОДа. Не совсем понятно, чем мировые стандарты не подходят, например Uptime institute, и зачем нужна локализация этих стандартов, возможно в дальнейшем после ознакомления со стандартом это будет более понятно.

Клиенты постепенно переводят свои вычислительные мощности из серверных комнат в ЦОДы. В последнее время мы наблюдаем увеличение количества запросов на размещение оборудования в ЦОДах. Этот процесс будет продолжаться. Клиенты понимают, что уровень обеспечения сохранности информации в ЦОДе значительно превышает этот же показатель в серверной, пусть даже цена за это будет выше.

Всё возрастают требования к высоконагруженным стойкам (10-24кВт), основными потребителями которых являются транспортные и торговые компании, облачные провайдеры, банки. По моим данным найти стойку 10-24кВт за разумные деньги сложно.

По-прежнему основной упор в вопросе надёжности делается на инфраструктуру самого ЦОДа, хотя по статистике 70-80% проблем ЦОДа возникает из-за человеческого фактора. Меня удивило то, что качество линий связи учитывается весьма поверхностно. Достаточными считаются два ввода и отрезок канализации до общегородской телефонной канализации, принадлежащий самому ЦОДу. В ЦОДе клиенту предлагают услуги операторов, чьи кабели уже заведены в него. При этом качество услуг этих операторов связи никто не оценивает, поскольку предполагается, что сам оператор связи обеспечивает тот уровень качества услуг связи, который он декларирует, т.е.  максимальный. Вопрос на совести оператора связи. Можно конечно упомянуть различные SLA, под которыми подписываются операторы, но проверить их клиенту, конечно, очень сложно.  Как показывает практика, размер компании оператора связи при этом не имеет значения. Интеграции между операторами и ЦОДами пока нет, но существуют все предпосылки для этого. Надо полагать, что эта тема будет активно развиваться в дальнейшем, поскольку сейчас оператор связи, фактически, является агентом того дата-центра, куда он приводит своего клиента.

На основании собственного опыта могу сказать, что оформление документов между операторами связи и владельцами дата-центра, очень часто представляет сложность.  Помимо того, что это, как правило, дорого (прокладка кабеля в дата-центр порой стоит сотни тысяч рублей), процесс согласования всех необходимых документов может затянуться на многие недели или даже месяцы.

Назад к списку новостей